Сабантуй в советский период.
Сабантуй в советский период.
В советскую эпоху народный праздник Сабантуй теряет связь с праздниками календарного цикла и становится инструментом идеологической пропаганды. Теперь важной становится не слава будущего урожая, а чествование рабочих и колхозников. Именно из-за этого сдвигается время празднования: лучших рабочих, трактористов, доярок и механиков можно определить только после завершения посевной. Важным элементом становятся выступления парторгов: в 1960-е годы появились официальные методические рекомендации обкома партии по правильному празднованию советского Сабантуя. Эти элементы сохранились и сегодня — невозможно представить Сабантуй без речи главы сельского поселения или района и награждения лучших рабочих. Но в этом нет какой-то трагедии: современный урожай сильнее зависит от агротехнологии и достижений селекции, нежели погоды, поэтому неудивительно, что Сабантуй несколько потерял связь с календарем.
Особенности городского Сабантуя формируются еще в XIX веке, когда появилась буржуазия. У них совершенно другая мотивация участия в Сабантуе, нежели чем у селян. Если в деревне вы идете на майдан, чтобы увидеть односельчан, показать себя и семью, то в городе, где личные связи слабеют, на первый план выходит возможность развлечься. Именно в это время появляются шуточные конкурсы вроде бега в мешках, бега с коромыслом, с яйцом в ложке. Участие в них, в отличие от лазания на шест, не требует подготовки, кроме того, они веселые и зрелищные – люди падают, обливаются водой. В начале XX века рядом с местами проведения конкурсов устанавливали трибуны и продавались билеты, то есть здесь речь идет о чистой индустрии развлечений. Именно с этого времени формируется устойчивое клише, что Сабантуй – это обязательно шумное веселье, хотя оно никогда не было обязательным.
Что касается сроков проведения Сабантуя, то строгой даты не было. Праздник справлялся иногда раньше, иногда позже – в зависимости от погоды, религиозных праздников и других причин. И в этнографических писаниях XIX-начала XX веков, и в сообщениях 70-80-х годов XX века сроки проведения Сабантуя увязывают со сходом снега, окончанием весеннего половодья и подсыханием земли. В деревнях, как и в настоящее время, Сабантуй справляется раньше, длится один день, тогда как в городе он длился неделю: от пятницы до пятницы.
Полотенца, платки по обычаю вывешивали на шест, который или втыкали в землю, или держали в руках. Из состязаний упоминаются пешие забеги, конные скачки, корэш. Праздник, как и прежде, длился неделю, в промежутке времени от половины мая до половины июня, в зависимости от погоды и других обстоятельств.
Все советские годы Сабантуй развивался и наполнялся новым содержанием. Его доброй традицией стало чествование при всем народе людей труда, и не только тружеников полей — хлеборобов и механизаторов, но и животноводов, сельских учителей, врачей, культпросветработников, многодетных матерей, ветеранов войны и труда.
Сабантуй проводится во всех селах и деревнях Илишевского района каждый год. В условленный июньский день малая родина всегда собирала на площадке Сабантуя не только жителей того или иного села, но и односельчан, проживающих в различных городах области и далеко за ее пределами, и становилась местом встречи родных и друзей. Перестройка конца 80-х годов вдохнула в древний народный праздник Сабантуй.
Сабантуй — праздник плуга. Это — праздник после напряженного труда на весеннем поле, когда крестьянин убедился, что положенные им в землю зерна дали добрые всходы и можно ждать хорошего урожая.
В программе праздника — скачки лихих джигитов, борьба силачей, лазание по шесту, национальные игры, веселая торговля, соревнование танцоров, певцов. И непременно — чествование героев труда.
Илишевский сабантуй стал своего рода ритуальным праздником. В нем участвуют все — и стар и млад. Тысячи людей собираются на огромном поле майдана, приезжают гости не только из соседних районов, но и областей и республик. Для всех хватает радости, тепла и гостеприимства. Сабантуй — это созвучие сердец, слияние судеб и традиций народов.
Неизгладимое впечатление остается на долгие годы у тех, кто побывал на илишевском сабантуе. На нем, как тонко заметил поэт, весь пропитываешься запахом трав, звуками песен, начиняешься искрометной энергией, и тебе кажется, что ты будешь удачлив во всем, как самые лихие джигиты и самые могучие батыры.